Все, что нужно знать родителям первоклассников

первая

Первого сентября с волнением ждут родители в тех семьях, где есть дети, которые пойдут в школу в первый раз. В нашей статье вы узнаете, что должен знать и уметь ребенок, который идет в 1 класс, что нужно купить к школе, ставят ли отметки, задают ли домашнее задание первоклассникам и как проходит адаптация к школьной жизни.

Начало обучения в школе - важный этап развития ребенка. Это связано не только непосредственно с процессом обучения, но и  с тем, что ребенок начинает взаимодействовать со своими сверстниками как частью коллектива.

В каком возрасте идут в 1 класс

В 1 класс принимают детей, которым на 1 сентября текущего учебного года исполняется шесть лет и более. По желанию одного из родителей в 1 класс примут ребенка, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Какие документы понадобятся, чтобы ребенка взяли в 1 класс

Для приема ребенка в 1 класс его родители в период с 1 июня по 28 августа подают в школу следующие документы:

  • заявление на имя руководителя школы;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
  • свидетельство о рождении ребенка.

Присутствие ребенка при подаче документов необязательно.

Чем 1 класс отличается от других классов начальной школы

вторая

Чтобы обеспечить плавный переход из дошкольного учреждения в школу, в 1 классе на протяжении сентября проводятся учебные занятия по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проходят занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей тому, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого ребенка к школьному обучению, оказывает помощь в усвоении правил поведения во время учебных занятий. С октября проводятся учебные занятия по предметам учебного плана.

Какие первые классы бывают

Первые классы могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все условия, необходимые для организации образовательного процесса с детьми шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т. д.

Если первые классы размещаются на базе детских садов, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет школьный учитель, остальное время с учениками работают педагогические работники детского сада. Режим дня первоклассников подчиняется режиму дня дошкольного учреждения. Во время каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, ученики первых классов могут посещать детский сад на общих основаниях.

Как проходит обучение в 1 классе:

  • продолжительность учебной недели — 5 дней;
  • уроки проводятся только в первую смену;
  • для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
  • каждый ученик обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха;
  • учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
  • в середине третьей, самой продолжительной, четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
  • продолжительность урока — 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5–2 минуты каждая;
  • продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут; после второго или третьего урока проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе).
  • домашние задания первоклассникам не задают;
  • шестилетним детям отметки не ставят.

Как проходит адаптация первоклассника к школьной жизни

третья

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Менее благоприятно адаптация проходит у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50–60%) привыкает к школе в течение 2–3 месяцев. Это проявляется в том, что ребенок ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей хорошее настроение, активное отношение к учебе. Они охотно посещают школу, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.

Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к школьной жизни. Они не сразу выполняют требования учителя, дерутся, капризничают, плачут, жалуются. Кроме того, у таких детей возникают трудности в усвоении школьной программы.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 15% детей, у которых к значительным трудностям в учебе добавляются трудности болезненной и длительной (до года) адаптации. Такие дети не хотят учиться и ходить в школу.

Самые тяжелые для всех детей первые четыре недели обучения. В это время очень важно внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения с одноклассниками.

Каким навыкам самообслуживания необходимо научить ребенка до школы

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не нужно делать это за детей. Нельзя нарушать один из важнейших принципов воспитания: не следует делать за детей то, что они в состоянии сделать сами.

Что должен знать и уметь ребенок, который идет в 1 класс

 

четверта

Ребенок должен знать:

  • свое имя, фамилию, отчество;
  • свой возраст (дату рождения);
  • свой домашний адрес;
  • название города (деревни) и страны, в которых он живет;
  • фамилию, имя и отчество родителей и их профессии;
  • времена года;
  • домашних и диких животных и их детенышей;
  • транспорт: наземный, водный, воздушный.

Ребенок должен уметь:

  • различать одежду, обувь, головные уборы;
  • различать овощи, фрукты, ягоды;
  • рассказывать народные сказки;
  • различать геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал);
  • ориентироваться на листе бумаги (вправо — влево, вверх — вниз и т. д.);
  • владеть карандашом: аккуратно штриховать, не выходя за контуры предметов;
  • свободно считать от 1 до 10 и обратно;
  • хорошо владеть ножницами.

Какие школьные принадлежности нужны первокласснику

пятая

 Примерный список принадлежностей, необходимых для 1 класса, как правило, вывешивают в школах.

Первокласснику необходимы:

  • набор цветных ручек;
  • фломастеры и цветные карандаши;
  • ручки и простые карандаши;
  • ластик;
  • точилка;
  • тетради в большую клетку;
  • тетради в узкую косую линейку;
  • обложки для тетрадей и книг;
  • пенал;
  • линейка;
  • краски (акварельные и гуашь);
  • альбом для рисования;
  • набор кисточек;
  • клей ПВА и клей-карандаш;
  • набор цветной бумаги и цветного картона;
  • школьная форма;
  • спортивная форма.

Как помочь ребенку научиться писать

шестая

 При обучении письму учитель часто сталкивается с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки (мелкой моторики). Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, рисовать точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он научится писать.

   Придя в школу, дети знакомятся с предметами учебного плана. В то же время они должны усваивать новую информацию, развивать настойчивость, преодолевать робость и страх, связанные со школой или с отрывом от матери.

 Школьный день, конечно же, состоит не только из занятий по чтению и письму. Важную роль играют ответы на вопросы учителя, различные игры, ожидание отправления естественных физических потребностей. Необходимо быть частью коллектива, нести ответственность за свои собственные вещи, соблюдать правила и порядок. Важно развитие умения слушать и концентрироваться. Все это примеры усвоенного поведения.

  Самой лучшей базой для любого ребенка, который хочет получить пользу от обучения, быть счастливым и учиться с удовольствием, является стабильность и счастье, которое он испытывает в домашней обстановке. Было доказано, что именно эти условия являются самыми важными для успешного обучения.

   Ребенок получает образование множеством различных способов. В основном путем обучения в школе, но также от своих родителей, братьев и сестер в домашней обстановке. Дополнительное образование происходит, когда ребенок задает все более сложные вопросы, а также через друзей и родственников в его социальном окружении, через литературу и телевидение.

   Телевизионные программы могут приносить большую пользу в обучении ребенка, поэтому их значение не стоит недооценивать. Однако чтение и творческие игры способствуют более широкому развитию ребенка. Такие виды деятельности могут полностью подавляться телевиденьем, которое является исключительно пассивным способом получения информации.

   Дети склонны не принимать на веру все, что им говорят. Они стремятся самостоятельно найти объяснение тому, что было сказано, прочитано или увидено по телевизору. Дети в этом возрасте способны логически размышлять, задавая себе вопросы и отвечая на них. Например: «Мне нужно надеть пальто? На улице холодно?».

   Конечно, у детей младшего школьного возраста еще недостаточно развиты настойчивость и основательность, но именно для развития этих качеств и предназначено начальное школьное образование.

   С практической точки зрения обучение детей более эффективно в небольших группах. Девочки имеют более высокую успеваемость  в однополых классах, нежели в смешанных. А мальчики наоборот более успешны в смешанных классах, чем в однополых.

   Обучение в школе способствует развитию любопытности, которое проявляется и дома. Детям в этом возрасте свойственно естественное любопытство к окружающему их миру, для них это период быстрого усвоение информации. Мозг шести-семи летнего ребенка способен впитывать большое количество информации.

   Обучение в школе заключается не только в приобретении конкретных навыков, таких как умение читать и писать, но также в более широком социальном развитии. Ребенок начинает осознавать, что является частью большого коллектива, состоящего из детей разного возраста, а также влиятельных взрослых – не только родителей и родственников.

  Ребенок начинает понимать «цикличность» событий, которые с ним происходят. Этому способствует распорядок школьного дня, состоящего из уроков, перемен, обеда и дороги домой, которые происходят каждый день в одно и тоже время. Осознание времени укрепляется так же еженедельным повторением расписания, благодаря чему одни и те же виды деятельности происходят в одни и те же часы, в один и тот же день недели. Это способствует пониманию смысла дней недели и календаря в целом.

седьмая

 «Нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института…» — пел первоклассник из песенки в исполнении Аллы Пугачевой. С каждым годом жизнь усложняется, а образование следует за ней. Родители и учителя, конечно, хотят, чтобы дети знали и умели, как можно больше. Но самое главное, чтобы желание учиться, с которым ребенок пришел в школу 1 сентября, осталось у него на всю жизнь.