Наши кружки
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 3-4 ГОДА
В возрасте 3-4 лет дети быстро развиваются во всех отношениях. В это время они готовы к посещению детского сада, подвижны, уверенно пользуются речью и начинают приобретать независимость.
В возрасте от 3 до 4,5 лет большинство детей превращаются из неуёмных энергичных двухлетних сорванцов в более спокойных и благоразумных дошкольников. Основным изменением в этот период является приобретение ребенком разума и зачатков здравого смысла.
Трехлетний ребенок может быть еще не готов к дедуктивной логике, однако он уже способен воспринимать информацию и действовать осмысленно. Эта очень важная перемена происходит по достижении ребенком возраста 2,5 лет. В этом возрасте он начинает с интересом наблюдать за миром, окружающими, своей семьёй. Многие трудные моменты подрастающего двухлетнего ребенка уже позади. Прорезывание зубов практически завершено, а умение контролировать работу мочевого пузыря и кишечника являются предметом особой гордости ребенка. Трехлетний ребенок требует повышенного внимания взрослых, нуждается в деятельности для выхода своей физической энергии и материалах для выражения своих творческих способностей – красках, пластилине, бумаге и кистях.
Трех- и четырехлетние дети с удовольствием играют в компании других детей. Они собираются небольшими группами, в которых ребенок учится отстаивать свое мнение.
Четвертый год жизни характеризуется появлением чувства сопереживания другому человеку. Ребенок станет грустным, если грустит его мама, и будет злиться, если его товарищи по игре проявляют злобу. Он начинает понимать, что другим детям нравится с ним играть, если он ведет себя открыто и дружелюбно. В сущности, ребенок становится более независимым и менее эгоистичным. Принцип очередности в некоторых играх служит для ребенка толчком для начала анализирования своих действий и мыслей. Трехлетние дети практически готовы для посещения детского сада, поскольку они уже более общительны и разумны, чем двухлетние, и жаждут учиться новому. В этом возрасте дети приветствуют одобрение и поощрение со стороны взрослых, однако уже в четыре года они пытаются показать, что не нуждаются в присутствии, чтобы ощущать себя в безопасности. Дети собираются в группы, которые часто распадаются и организовываются вновь с другими участниками, у ребенка появляется первый «лучший» друг.
Основные характерные черты ребенка 3 - 4 лет:
- появление инициативного поведения, ребенка возбуждают и захватываю новые, неизвестные прежде ощущения;
- богатая фантазия, широко проявляющаяся в играх;
- приобретение большого числа навыков социального поведения;
- развитие осознания себя как уникальной личности;
- развитие интеллектуальных функций и познавательных способностей;
- появление чувства ответственности;
- осознание половой принадлежности;
- использование более сложных языковых способностей;
- появление распознаваемой и постоянной модели поведения.
В процессе роста координация движений у ребенка постепенно улучшается. В возрасте 3 лет он может подниматься по ступенькам и идти ровно по прямой линии. Ребенок совершенствует свои навыки координации и баланса, ползая по «паутинке». Ребенок в возрасте 3 лет достаточно силен и координирован, чтобы кататься на трехколесном велосипеде. При первых успехах он доволен и горд собой. В 4 года дети способны уверенно ходить, бегать и карабкаться по детским «лазилкам», они очень проворны и подвижны.
Дети демонстрируют настоящее чувство независимости желание управляться со всем самостоятельно. На четвертом году жизни они учатся одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого, самостоятельно чистить зубы, пользоваться вилкой и ложкой. В этот период времени достигает высокого уровня развития мелкая моторика пальцев.
Трехлетний ребенок уже осознает свою половую принадлежность и может сообщить свое имя и возраст, когда его спрашивают, а также распознает свое имя, написанное на бумаге.
Дети в этом возрасте обожают рисование, они могут нарисовать круг и скопировать крестик или квадрат. Хотя изображение предметов, как правило, нереалистично, этот вид деятельности продолжает развивать точность мелких движений. Ребенок хорошо различает объекты по форме, размеру и по цвету. В 4,5 года ребенок может сосчитать до десяти, хотя еще и не имеет четкого представления о количестве.
По мере развития ребенка его социальные и речевые навыки постепенно улучшаются. Четырехлетний ребенок способен придерживаться правил и осуждает тех, кто этого не делает. Они слушаются простых требований, например: «Убери этот мяч». Трехлетний ребенок обладает большой уверенностью в себе, чем двухлетний, хотя все равно очень привязан к матери, особенно во время стрессовой ситуации. В этом возрасте дети начинают копировать поведение, привычки взрослых и даже особенности характера и темперамент. Объединяясь с другими детьми, они участвуют в совместных играх, становятся способными распознавать чувство радости и грусти. В 4 года ребенок приобретает зачатки чувства ответственности и при необходимости обращается за помощью к взрослому.
В 4 года ребенок уже гораздо более уверен в себе и активен. Он энергичен и дружелюбен, однако способен более или менее контролировать свои эмоции. В скором времени просто игры могут ему наскучить, и это идеальное время для начала посещения обучающих занятий, которые будут стимулировать дальнейшее развитие ребенка.
Многие дети в возрасте 3 лет разговаривают без умолку и задают вопросы обо всем, что видят вокруг себя. Они начинают принимать правила грамматики и практикуются в составлении сложных предложений. В это время дети уже пользуются довольно грамотным языком, а в четыре с половиной года употребляют прошедшее время и множественное число.